Перепланировка и дизайн интерьера

КОМПОЗИЦИЯ. Законы и вольности.

Опубликовано 2013-07-05, автор: Marina Abramova.
Рубрики: КОМПОЗИЦИЯ, ОСНОВЫ ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА.

“Каждая форма есть мир”.

Каземир Малевич

Признаки композиции мы обнаруживаем в природных формах,  строении растений и животных организмов, в логике вселенной и человеческой речи, в архитектурных грандиозных ансамблях и в мелодии флейты. Поэтому слово “композиция” равно применимо к живописному полотну, к описанию мотылька, к возведению храма, к сочинению стихов, к выстраиванию методики урока,  к созданию симфонии, к построению ораторской речи.

Композиция обеспечивает логичное и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и делая доходчивым содержание.

nhkeeannm00.jpg  w0r7wmu3wyu.jpg     a2be44abab.jpg    x_00a64cdc.jpg      dymexqup_sq.jpg       derevo.jpg     x_cd4edd7d.jpg      183844_3984921982871_627112818_n-1.jpg     vch.jpg     kazan.jpg

 Композиция - это целый мир форм и их соотношений. В дизайне интерьера многие ошибочно пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности. Собирают интерьер квартиры как лоскутное одеяло. Пытаются найти в журнале красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какие взять обои. Покупают удивительно красивый паркет, а потом обнаруживают, что кровать к нему абсолютно не подходит. И дивной красоты портьеры как будто теряют всю свою прелесть рядом с выбранными картинами…

Теряют массу времени, сил и средств, а в итоге не могут понять, почему нет гармонии и возникает ощущение дискомфорта. И даже профессиональные дизайнеры порой не имеют целостного подхода к интерьеру.

Всё как бы расползается в разные стороны. И интерьер, на который потрачены немалые деньги напоминает уже не дом, а комиссионку…

Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.

Именно Дизайн-проект, созданный профессионалом,  позволяет предугадать все мелочи и не мелочи, продумать тщательнейшим образом весь дизайн и рассмотреть его с фотографической точностью с помощью компьютерных программ, моделирующих реальность.

 aaa.jpg

Для этого нам нужно ознакомиться с понятием КОМПОЗИЦИИ.

 

Законы композиции давно разработаны и изучены, обкатаны и законспектированы. В них нет “по-видимому”, “возможно”, “я так вижу”,  ”допустим”, “наверное”,  Они научны, выверены и логичны. Они без труда позволяют приводить хаос в стройный порядок. Но законы композиции нельзя понять лишь теоретически. Единственный путь овладеть средствами композиции –соединить теорию и практику, пропустить законы через себя. Осмыслить их, “прощупать” и в буквальном смысле потрогать руками.

 

Слово «Композиция» (compositio) по-латыни означает “соединениесочинение, связь, сопоставление, компоновка или приведение в порядок“. Это гармоничное складывание отдельных частей в целостное произведение.

 

В римском праве композиция - это примирение борющихся сторон. В изобразительном искусстве композиция представляет собой конкретную разработку идейной и сюжетно-тематической основы произведения.  Здесь гармонично распределяются предметы и фигуры в пространстве, устанавливаются соотношения объёмов, света и тени, соразмерность точек, линий и пятен. И всё это не хаотично и случайно. Всё подчинено законам и имеет глубокий смысл.

В композиции всегда  есть основная идея и эмоция! Вот это и есть ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ простого набора предметов от КОМПОЗИЦИИ.

В свою очередь слово “Гармония” (harmonia) по-гречески – “связь, стройность, соразмерность, слаженность“, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Многие путают гармонию с равновесием. А равновесие – это всего лишь “мёртвая” точка отсчёта… Само слово “равновесие” произошло как понятие уравновешенного состояния весов между левой и правой частями. Но, вернёмся к композиции.

 

Основы композиции

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого. Законченное произведение также называют композицией. Например, архитектурный ансамбль монастыря или балетный спектакль из связанных между собой единой идеей номеров; портрет, написанный маслом или композиция натурального числа в математике; музыкальное произведение или сплав, составленный из различных металлов; шахматная партия или духи, состоящие из множества ароматов; геральдические знаки, гербы или ювелирные украшения; роман-эпопея или дизайн-проект и многое другое.

Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения.

9eo9opt-prw.jpg     dxgwb8cpb78.jpg    226302_101853766572883_3933484_n-1.jpg   t.jpg    blue-prints.jpg      sssssssss.jpg duxi.jpg flickr-downhilldom1984-oldtext.jpg      i1.jpg     k.jpg          Композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.Композиция необходима при создании форм предметного мира, бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы.

 

Всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементами.

Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно.

Через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Но прежде всего следует определить, в чем выражается композиционное построение, каковы егоотличительные признаки.

 

Основные признаки хорошей, грамотно составленной композиции: 

1.  Наличие основной идеи;

2.  Центр композиции (доминанта);

3.  Иерархия элементов композиции, подчинение периферии центру;

4.  Оправданность наличия каждого элемента в композиции;

5.  Соразмерность, соподчинение отдельных частей;

6.  Динамика, движение;

7.  Целостность, единство.

 

Наличие основной идеи

 

phorma-nebo-nad-parizem.jpg

Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, цели, идеи. В интерьере основной идеей может быть:

·    Стиль (Барокко, Ар Деко, Минимализм, Японский, Марокканский)

·    Тема (Морская, Космическая, Сказочная)

·    Цвет (Зелёная гостиная, Розовая спальня, Коричневый кабинет)

·    Материал (чаще яркий по своей фактуре - камень, мех, металл)

·    Форма (простая - круг, квадрат; или причудливая, экзотическая - бабочка, слон, этнический орнамент)

·    Не столь важно что вы выберете идеей, на чём остановитесь. Главное, чтобы эта идея вообще просто была.

 

Центр композиции

 

8019_458071107556699_1000864088_n.jpg

Выявление центра - подчеркивание той части, которая выражает главную идею.

Это не геометрический центр, а скорее визуальный, психологический, эмоциональный, активный. Он называется Доминанта. Это то главное, вокруг чего будет выстраиваться весь интерьер.

У такого центра всегда есть определённые доминантные признаки:

·    величина (большой угловой диван, огромный шкаф)

·    яркость (красное кресло, кипенно-белые портьеры)

·    форма (шкафчик в виде контрабаса, стул с необычайно высокой спинкой)

·    материал (стеклянный комод, кожаная банкетка)

Чем больше доминантных признаков в конкретной вещи, тем больше она годится в качестве доминанты. Например, угловой красный кожаный диван будет иметь три признака доминантности.

В размещении доминанты в интерьере тоже есть определённые законы. Доминанту должно быть хорошо видно с точки входа (от двери), расстояние до неё должно быть не менее, чем две длины самого предмета. Если в комнате две или три доминанты, то они не должны споить друг с другом. Разумно организовать две доминаты в помещении, где есть два входа (для каждой точки входа своя доминанта). В этом случае эти доминанты должны иметь хотя бы один общий признак (красное кожаное кресло и красная рама у картины; красное кожаное кресло и чёрные кожаные подушки на диване). Если доминанты абсолютно разные, то они должны находиться радом, образовывая единую группу (красное кожаное кресло рядом с белым мраморным камином). Несколько доминант разумно располагать лишь в большой по размеру комнате. Но, в любом случае, их не должно быть больше, чем три.

При формировании композиционного центра нужно учитывать  закономерности, обусловленные психологией восприятия (простоту и близость , сходство и противоборство, инерцию и замкнутость, узнаваемость и пользу…)

 

Иерархия элементов композиции

 

26.jpg

Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений. Это сложное целое состоит из неравноценных по смыслу и значению частей. В нем всегда можно выделить главное и второстепенное, центр и периферию.

Аксессуары в интерьере подчиняются Доминанте. Доминантные признаки должны быть “разбросаны” по комнате, центр должен найти отражение в периферии. Красное кожаное кресло “отражается” цветом в красных декоративных шарах на комоде, в красном коврике у дивана; “отражается” фактурой в кожаных обложках книг, в кожаной раме зеркала. Таких иерархичных отражений у Доминанты должно быть от 3-х до 9-ти.  

Составляя композицию дома мы должны предложить “зрителю” глазами следовать по комнатам в задуманном ВАМИ порядке, воспринимать информацию интерьерного пространства и формировать свои мысли и эмоции как ВАМ надо. Эти приёмы, например, в совершенстве отработаны в профессионально сделанной рекламе.

 

Оправданность наличия каждого элемента в композиции 

a29.jpg

В хорошей композиции важна любая часть. В ней нет ни одного лишнего элемента, который можно было бы безболезненно убрать. Так же нет и ни одного элемента, который бы можно было бы добавить, без изменения замысла, без нарушения целостности. Конечно, квартира - не музей. И мы не станем выгонять из гостиной в стиле Барокко ребёнка, который пришёл туда с игрушкой в индийском стиле. Но в гостиной не должно быть явно лишних вещей “из другой оперы”, равно как и не должно чувствоваться недостатка чего-либо. В правильной композиции ни один из элементов нельзя изъять, добавить или передвинуть без ущерба для целого.

 

Соразмерность, соподчинение отдельных частей

 

hc54p856pks.jpg

Большие угловые диваны не живут в маленьких комнатах. Или… там живут только они, людям там места уже не будет. Но и крошечный письменный стол будет смотреться смешно и жалко в огромных апартаментах. В композиционном построении интерьера следует учесть соразмерность и соответствие мебели той комнате, в которой она находится.

Мебель и аксессуары так же должны находится в соподчинении и гармонии друг с другом.

Нужно подумать и о соответствии мебели определённому эталону. В случае интерьера этим эталоном будет человек, проживающий в данном доме. Для девушки баскетбольного роста необходим кухонный стол выше, чем предусмотрено стандартом. Иначе, при приготовлении пищи у неё постоянно будет болеть спина. Женщина маленького роста так же станет испытывать дискомфорт от стандартной высоты столешницы. У неё будут затекать руки в локтевых суставах. Для работы на кухне ей нужно опустить стол ниже.

 

Динамика, движение

 

330dfe7c4380cfeca0e64a788afea607-1.jpg

Интерьер не должен быть “мёртвым”, статичным, монументальным, определённым на века. Формы и линии, перетекание цвета, разность фактур и величин, вода и живые растения,  асимметричная расстановка мебели, свободное пространство, диагональные направления раскладки паркета или плитки  создадут нужную динамику. Однако, не отказывайтесь вовсе от стабильности, симметрии и уравновешенности.  Не нужно доводить признак динамики до абсурда, но гармония возникает лишь в живых формах.  Движение — основа жизни и искусства.

 

Целостность, единство

 

 537412_423999371006684_831790418_n-1.jpg

Единство и цельность — важнейший признак композиции. В законченной композиции все взаимосвязано и все подчинено единой цели, идее, художественному замыслу. Гармония целого — необходимое условие композиционного решения (построения), важный его признак. Особенно важно создать эту целостность в квартире, где использовано несколько стилей и множество красок, где обилие ярких фактур и мощный декоратор.

Для нахождения целостной композиции обычно рассматривают будущий интерьер как набор форм, силуэтов, пятен, отдельных элементов, которые компонуют в объёме заданного пространства до достижения необходимого эффекта. Необходимо, чтобы дом был композиционно чем-то гармонично связан, объединён, выстроен на основе единого начала - особым декором, цветом, орнаментом, размерами, стилем, материалом и т.д. 

От целостного подхода зависят художественно-эстетические качества и функциональность интерьера. 

Все эти принципы проистекают из естественных, объективно существующих факторов, из особенностей восприятия человеком реально существующей действительности и из социально-биологической потребности в познании, в искусстве как в способе освоения мира и как форме общественного сознания.

 

Композиция — способ организации “материала” искусства. Без осмысления композиционного построения как средства организации материала невозможно создавать и организовывать гармоничное и функциональное пространство.  

 

Цель композиции в дизайне - утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

 

Я продолжу разговор о ней в следующих частях. Чтобы развить в себе чувство гармонии и интуитивное постижение композиции - читайте учебники по живописи и просто хорошие стихи,  ходите в картинные галереи и слушайте классическую музыку, посещайте музеи и смотрите хорошие фильмы…

 

Успехов вам в освоении этой сложной темы!  

комментарии (45).


Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера